Философия Аристотеля
Редакция Puzzle BrainОписание
Вершиной философской мысли Древней Греции принято считать учения Сократа, Платона и Аристотеля.
*Чтобы проследить хронологическую цепочку преобразований философской мысли, рекомендуем также ознакомиться со статьями о Сократе и Платоне.
Кратко определить базовую линию преемственности можно так: Сократ спустил философию с небес на землю и сместил внимание человека с богов на самого себя, Платон подарил идею двоемирия и поставил во главу человеческой сути душу, а Аристотель утвердил единство души и тела как индивидуальную основу всего сущего - подробнее об этом поговорим ниже.
Аристотель (VI в до н.э.) - самый выдающийся ученик Платона, воспитатель и наставник Александра Македонского.
Учитель заложил в своего не менее известного воспитанника мысль об объединении греческих полисов, которые на тот момент были автономны, как различные государства в наше время. Аристотель был убеждён в превосходстве греческих культуры и государственного устройства, но националистом его назвать сложно. Он не был сторонником идей о глобальном слиянии культур и создании деспотичной эллинской империи и уж тем более не мог поддержать “войну отмщения”, которой впоследствии был одержим Александр Македонский. Извратил ученик мысль своего учителя или просто пошёл дальше - вопрос спорный, но на этом их идеологические пути разошлись, хотя это не лишило Аристотеля поддержки влиятельного царя.
Аристотель покидает Александра и открывает в Афинах своё учебное заведение - Ликей (отсюда наше современное слово “лицей”). Ликей включает в себя и огромную прилежащую к нему территорию, что позволяло проводить занятия на свежем воздухе и беседовать с ученикам, прогуливаясь по окрестностям. Учеников Ликея стали называть перипатетиками или прогуливающимися философами (от греч. “peripatetikos” - прогуливаться).
Парадоксально, но являясь основателем формальной логики (подробнее читайте по ссылке здесь), он мало занимался математикой. Областью его пристального внимания были естественные науки - метеорология, зоология, геология, медицина и пр. Его в меньшей степени интересовало бездеятельное философское созерцание высших идей, он приверженец научного стиля мышления с преобладанием экспериментов, аргументации и точных описательных техник.
Кстати, именно он заложил разделение наук на отдельные дисциплины, утверждая, что изучать небо и звёзды не то же самое, что изучать, например, ухо и глаз - в каждой науке своя методология и подходить к ней нужно в соответствии с её особенностями. Указывая в выпускных и любых исследовательских работах объект, субъект, предмет, методы и пр., мы следуем правилам, заложенным Аристотелем.
В чём же собственное учение Аристотеля и его вклад в развитие философской мысли? Давайте разбираться.
В древности считалось, что Аристотель - неблагодарный ученик. Это не совсем справедливая оценка, ведь ученик не обязан слепо следовать и вторить своему учителю. Способный ученик из семени, заложенного в него учителем, взрастит своё собственное дерево, конечно, не теряя при этом уважения к своему альма-матер.
Прежде всего, стоит сказать, что учитель и ученик отличались даже стилистически, как сейчас говорят, по подаче материала.
Диалоги Платона полны метафорической образности, описательности, современный человек может легко читать их как полноценные художественные произведения, учения Аристотеля резко контрастируют по стилю и отличается академичностью в изложении, точнее это мы позже стали называть академичным такой стиль повествования.
Привычная нам схема - краткое введение, мнение одних, мнение других, их сравнение, мнение автора и резюме - сейчас кажется очевидной и логичной, но “логичным” для нас это стало после того, как Аристотель сформулировал понятие логики и показал нам, как это на практике (подробнее читайте по ссылке здесь).
В сущности учений тоже были немалые различия: Платон рассматривал объекты “мира вещей” лишь как тени объектов “мира идей”, а у Аристотеля человеческие души - разумные, действующие самостоятельно элементы. У Платона каждый конкретный человек - это одна из теней единственного эйдоса Человека (идеи-пртотипа Человека), а у Аристотеля каждый человек уникален, и если и признавать существование эйдосов, то у каждого человека эйдос свой.
*Для понимания терминологии рекомендуем сначала прочесть статью об учении Платона по ссылке здесь.
Узнаёте современную индивидуалистическую культуру, в которой каждый упорно твердит: “Я личность”, “Я индивидуален”? Это основа западно-европейского типа мышления, заложенная Аристотелем, часть культурного кода любого европейца независимо от того, знаком он с учением Аристотеля или нет.
Согласно Аристотелю, у каждой вещи (вещь - любой объект материального мира и, в том числе, человек) есть 4 первопричины.
Рассмотрим каждую на двух примерах - с живым и неживым объектами:
- Материя или материальная причина - то, из чего.
Для человека - кожа, кости и всё, что составляет тело, для горшка - глина.
- Форма или формальная причина - то, что.
Для человека - душа, для горшка - проект горшка, его горшечность, такое оформление материала, которое позволяет сказать, что это именно горшок, а не тарелка, ваза и пр.
- Действующая причина - то, откуда.
Для человека - родители, для горшка - гончар.
- Конечная причина - то, зачем, цель, для чего эта вещь, в чем её смысл.
Для человека - смысл жизни, предназначение, для горшка - хранение в себе воды или любая другая его полезная функция.
Аристотель подробно говорит о первопричинах в труде “Метафизика”. Метафизика рассматривается как “надфизическая” реальность и, соответственно, учение о ней. Впоследствии нарицательным “метафизика” стали называть учение Аристотеля в целом.
Главная мысль Аристотеля: объединение формальной и материальной причин - уникальная душа определяет уникальность тела, душа не может действовать без тела, но и тело - ничто без души. Спряжение этих понятий - божественность для Аристотеля, она не в идеальных понятиях в существующем отдельно от нас “мире идей” Платона, а в нас самих как в единстве души (формы) и тела (материи).
Аристотель вводит понятие субстанция (или ипостась от греч. “hypostasis” - сущность, основание) - то, на чем строится мир, божественное основание всего. Для Платона это только душа (тень эйдоса), для Аристотеля - вещь в единстве первопричин, в первую очередь, души и тела (формальная и материальная причины).
Единство первопричин определяет наше бытие или, проще говоря, существование. Слово “существование” по отношению к человеку в современном языке приобрело негативный оттенок и не случайно.
Что же определяет жить или просто существовать? Подсказка выше в этой статье - реализация своей конечной причины. Мысль Аристотеля актуальна и по сей день для каждого из нас.
Не активировать свой потенциал настолько же противоестественно, как отрицать сам факт своего рождения. Попробуйте не делать ничего - не двигаться, не думать, совсем ничего. Сколько Вы так продержитесь? Наверное, пару минут, путем длительных тренировок - несколько дольше, но сама жизнь не терпит бездействия, это против природы, проявление себя в этом мире - врождённая часть нас самих.
Чтобы жить, а не просто существовать, нам буквально жизненно (намеренная тавтология) необходимо реализоваться. Глобально мы говорим о выборе профессии, рождении детей и пр. Но попутно реализовывать себя можно и в мелочах. Когда мы жертвуем на благотворительность, кормим бездомных собак, даже просто переводим бабушку через дорогу, мы помогаем не нуждающимся, а себе - наполняем своё существование смыслом, совершаем действия, которые позволяют сказать: “Я есть”.