Платон это по-христиански
Редакция Puzzle BrainОписание
Платон - афинский философ V-IV вв. до н.э., один из самых выдающихся учеников Сократа, именно благодаря ему мы можем прочитать диалоги учителя и составить своё представление о его взглядах.
Стоит сказать, что Платон отличался особой привязанностью к своему учителю, глубоко уважал и восхищался его умом, поэтому был искренне шокирован (имеются сведения, что он даже пытался покончить с собой), когда умнейший из людей, по его убеждению, самый мудрый среди всех, был осуждён на смерть своими согражданами.
Разве мир, в котором лучший из людей приговорён к смерти, может считаться справедливым? Почему в мире нет добра, справедливости и, наконец, счастья? Ведь мы знаем эти понятия, всем им можно найти толкование в словарях, да и каждый из нас по-житейски может простыми словами сформулировать своё понимание. Подобные мысли стали отправной точкой всей философской системы Платона.
Философия Платона построена на двоемирии - есть несовершенный мир вещей, в котором мы с вами живём, видим его объекты своими глазами, и идеальный мир идей (или, согласно терминологии философа, эйдосов), в котором существуют “бессмертные” понятия, в том числе, все морально-нравственные категории.
Причём, мир идей (эйдосов) реально существует, просто мы не способны его увидеть. Как в нашем мире существует стол и стул, так в мире идей существует доброта и справедливость, как в нашем мире существуют, например, две собаки или две девушки, в мире идей существует двоичность, как в нашем мире существует прекрасная лошадь или прекрасный юноша, так в мире идей существует прекрасность. Они реально существуют, считает Платон, они есть, просто мы их не видим, пребывая в мире вещей.
Единичность, прекрасность… звучит диковато, как она может существовать отдельно от предметов? Доброта ведь не предмет. Давайте попробуем пойти из отправной точки мысли Платона - смерти Сократа.
Логика такая:
Сократ - мудрейший из людей, наверное, самый полезный человек из ныне (имеется в виду V век до н.э.) живущих.
Но общество приговаривает его к смерти, то есть убивает лучшего из людей.
Разве это справедливо?
Платон, впрочем как и другие ученики и многие афинские граждане, убеждён, что нет, это не справедливо.
Но ведь есть приговор общественного собрания, всё законно, и кстати, в высшей степени демократично - по большинству голосов.
Но почему же тогда внутри у них ощущение, что произошло что-то неправильное, ужасное? Откуда у нас представление об этой “ужасности” поступков?
Платон объясняет это такой логической цепочкой (вникните внимательно, ведь это базовая мысль Платона, стержень его системы):
В мире вещей добра и справедливости, как и других идеалов, нет, но у людей внутреннее представление об этом есть - это факт.
Значит в людях есть что-то из мира идей (эйдосов), иначе откуда им знать.
В человеке от мира эйдосов - душа, душа бессмертна и идеальна, она по определению принадлежит миру идей.
В мире эйдосов она находится в промежутках между перерождением из одного смертного тела в другое.
Пребывая в мире идей душа видит доброту, прекрасность и пр. а приходя в тело, просто “забывает” об этом.
Но иногда, наблюдая явное зло, мы как бы чувствуем (припоминаем) несоответствие своему внутреннему ощущению, это у нас, как мы выражаемся, “душа болит”, душа ведь истинную справедливость “видела в лицо” в мире эйдосов и подсказывает нам, что что-то не так.
Кстати, этой цепочкой можно объяснить и существование совести - совесть нас мучает, потому что наше поведение не соответствует тем идеальным установкам, которые есть у нас в душе, мы их видели в другом идеальном мире.
Такими нехитрыми рассуждениями мы подходим к одной из фундаментальных “заслуг” Платона в философии - он первым отчетливо обозначил разделение философии на 2 направления, существующие по сей день:
- Платоники (наследниками этой идеи являются христиане и вся религиозная философия) - они убеждены, что иной мир есть, он существует просто недоступен в нашей реальности, его глазами не увидишь, мы в него просто верим. Более привычное нам название - идеалисты - их убеждения основаны на стремлении к идеалу, абсолюту нравственности, добра, справедливости и т.д.
- Материалисты - они полагают, что все идеалы и категории есть человеческие “выдумки” (изобретения) для удобной коммуникации, для возможности субъективной оценки и с целью передачи этих оценок друг другу
Интересно, что среди платоников есть много учёных из разных областей науки, например, математика. Задумайтесь, математика - это изобретение или открытие? Математики-платоники убеждены в реальности мира чисел, зависимостей, порядков - да, для них они реально существуют, просто мы их не видим и открываем их постепенно, подобно материкам в Эпоху Великих Географических Открытий или новым планетам в современное время.
А задумывались ли Вы над философским смыслом сказки “Алиса в стране чудес” Льюиса Кэролла? Кэролл - это псевдоним, настоящее его имя было Чарльз Лютвидж Доджсон и он был профессором математики Оксфордского университета. Именно математические познания позволили ему воссоздать в своём произведении “страну чудес”, в которой существует не только кот без улыбки, но и улыбка без кота. А что такое улыбка без кота - суть то же, что и прекрасность без девушки, один без стола, парность без ног и так далее.
Так мы и приходим к решению шаткого вопроса - как учёный может быть верующим?
Например, Чарльз Дарвин был глубоко верующим, религиозным человеком и своих детей воспитывал в христианских традициях, что не помешало ему построить свою теорию на естественном отборе - высшей силе, регулирующей эволюцию, а не на воле персонифицированного Бога-творца в христианском понимании.
Разрешить это несоответствие просто, если мыслить категориями Платона.
Религиозный, верующий - признающий реальность иного мира.
А какого мира - эволюции и естественного отбора или промысла Божьего, единиц и двоек или рая и ада, мира платоновских эйдосов или царства небесного - разница только в терминологии, но идея одна, и эта идея подарена нам Платоном ещё 25 веков назад.