Романтика и романтизм

Описание
Слово “романтика” у многих из нас ассоциируется с “розовыми замками”, поцелуями и букетами, а ведь созвучное философское течение заключает в себе невероятный трагизм и отвращение от реального мира. И “романтика”, и “романтизм” произошли от франц. romantisme - нечто возвышенное, мистическое, обычно связанное с любовным чувством.
Романтизм - идейно-художественное направление в культуре и искусстве конца XVIII - XIX вв. Чтобы понять, откуда растут ноги романтизма, обозначим две линии развития философской мысли:
⁃ Античность - Возрождение и Классицизм - Просвещение - рационалистическая ветвь развития, характеризующаяся отказом от религиозного миропонимания в пользу разумного познания мира.
⁃ Средневековье - Барокко - Романтизм - иррационалистическая ветвь развития, рассматривающая жизнь в диалектическом единстве двух миров - идеального и реального.
Употребив слово “диалектический” мы отсылаем к создателю спиралевидной модели развития Георгу Гегелю (подробнее можно почитать здесь), который рассматривает все явления неразрывно связанными и в постоянном развитии.
Романтизм, как наследник диалектического взгляда, рассматривает мир процессуально, в постоянных изменениях. Например, жанр романа предполагает рассмотрение всей жизни главного героя - от детства до старости, а иногда и историю нескольких поколений, но здесь задача сводится не к увеличению хронологии, а к максимальному отражению изменчивости личности - показать несколько превращений. Вспомните Онегина - их встречи с Татьяной происходят с разрывом в несколько лет, но сравните их поведение и роли на разных этапах - ведь их не узнать, это те же люди, но качественно - совсем другие характеры.
Рассматривая мир в постоянных изменениях, когда спустя годы один и тот же человек меняется до неузнаваемости и нет ничего постоянного, невольно начинаешь иронически смотреть на мир. Так, романтическая ирония смешивает возвышенное с обыденным, прекрасное с омерзительным, например, байроновский Дон Жуан терзается от разлуки с любимой и испытывает неблаговидные последствия морской качки - ахи и охи буквально чередуются с рвотными позывами.
Так комическое граничит с трагическим. А ведь классицизм, “идейный противник” романтизма, разграничивает комедию и трагедию как низкий и высокий жанры, соответственно. Для классицизма смешное равно низменное, животное, а катастрофическое - возвышенное, духовное, для романтизма же эти категории идут рука об руку, так как в центре мира - человек, а он есть клубок противоречий.
Для романтиков реальный мир ужасен, отвратителен, тогда почему же мы ассоциируем их с нежными чувствами и высокой любовью? Все просто: романтики, как наследники платоновской идеи двоемирия, признают существование другого мира - возвышенных чувств, идеалов, стремлений - и стремятся убежать от суровой действительности, например, байроновские герои по сюжету непременно отправляются в плавание на большом корабле.
Физические перемещения героя - лишь художественный прием в целях подчеркнуть стремления души укрыться от жестокости и страданий, в обыденной жизни романтики бегут от реальности в созданный их фантазией идеальный мир, в котором они обретают покой и свободу. Но романтическое царство - иллюзорное убежище, в которое так или иначе вторгаются законы действительности и низводят мечтателей с поэтических небес на прозаическую землю.
Так всё же, романтики настолько слабы духом и попросту нежизнеспособны или реальность настолько отвратительна, что чистый душой человек не способен ее переносить?