Обскурантизм и мракобесие: от Древней Греции до наших дней
Редакция Puzzle BrainОписание
Обскурантизм (от лат. obscurans “затемняющий”) подразумевает сознательное отрицание прогресса и любых новых идей, стремление к подавлению всеобщего просвещения и пропаганду невежества, проще говоря, обскуранты - “тёмные” люди, не принимающие новых знаний.
Понятие “обскурантизм” появилось в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.), когда престиж церкви, обладавшей на протяжении 1000 лет незыблемым авторитетом, начал стремительно падать. “Рабы Божьи” обрели уверенность в своей уникальности и отныне почитали себя “венцами творения”, свободно мыслящими и свободно действующими. Эпоха Просвещения (XVII-XVIII вв.) и вовсе поставила во главу угла исключительно научное знание, отодвинув религиозные догматы на задний план как пережиток прошлого. Церковь, разумеется, всеми силами старалась удержать влияние на массовое сознание, отрицая научно-технический прогресс, а гуманисты и просветители новой эпохи иронично подчеркивали невежество и отсталость “темных” церковнослужителей, которых и именовали обскурантами, а в более вольном переводе - мракобесами.
Впоследствии обскурантами стали называть всех, кто противостоит прогрессу и развитию новых идей. В наши дни обскурантизм проявляется в различных формах: от антинаучных движений до политической идеологии, пропагандирующей невежество. Основные его идеи заключаются в создании атмосферы недоверия к знанию, искажении фактов и подавлении свободы мысли. Противники прогресса используют тактику дезинформации и высмеивания ученых, препятствуя распространению истины.
В этом ключе обскурантизм пагубен для развития общества и науки, сам термин “мракобесие” в наши дни носит резко негативный оттенок, но ради объективности стоит заметить, что в Древней Греции идея ограничения распространения знаний воспринималась естественно необходимой. Цари и философы, по мнению Платона, могли распространять ложь во благо, так как когнитивный разрыв между правителем и простолюдином был непреодолим, проще говоря, человеку не нужно знать того, что он не способен понять и на что не способен повлиять, дабы не сеять панику.
В XXI веке все немного иначе - образование в той или иной форме доступно каждому, вследствие чего мы считаем себя людьми знающими и рассудительными и оскорбляемся, когда что-то от нас скрывают. Но даже при всей нашей “учености” готовы ли мы к мысли, например, что мы есть атомы и пустота и больше ничего, что души нет и справедливости тоже, что нас самих вовсе нет? Требуя правды, мы хотим услышать ту версию, в которую сами верим и которая нужна нам. Но вполне возможно, она такова, что лучше о ней и не подозревать.