Гиппократ: боги ни при чём
Редакция Puzzle BrainОписание
Гиппократ - потомственный врач древнего рода, который по легендам восходит к богу медицины - Асклепию.
*Имя этого бога известно нам по предсмертным словам Сократа своему ученику: “Мы должны Асклепию петуха”. Философ рассматривал смерть как излечение от жизни.
Медицина была главной областью трудов Гиппократа, но мы также можем говорить о нём как о философе и мыслителе. Мы живем в эпоху высокой степени разделения труда - узкоспециализированных специалистов, Древняя Греция же отличалась смешением всех наук, во главе которых была философия. Соответственно, любая наука изначально основана во многом на мировоззренческих принципах, а деятеля из любой области знаний можно назвать мыслителем и философом в самом широком смысле слова.
Гиппократ первым заложил в медицину физиологическую основу, нежели сакральную традицию его предшественников. Согласно его учению, решительно все болезни имеют исключительно физиологические причины. Для Древней Греции это очень прогрессивное суждение, так как в сознании античного человека все беды в жизни - следствия немилости богов, например, похмелье - немилость Диониса, а не последствие чрезмерного употребления, прыщи на лице - немилость Афродиты, а не симптом дисбаланса гормонов и т.д.
Согласно Гиппократу, боги не виноваты в наших болячках, а ответственность за здоровье пациента лежит на врачах. Логично, что любая ответственность порождает обязанности и принципы, на основании которых нужно действовать. Эти сформулированные философом принципы и легли в основу известной нам клятвы, которую ещё называют этическим* кодексом врача.
*Понятие “”этический” содержит в себе представление о добре и зле, правильном и неправильном, что согласуется с философскими истоками всех наук, как говорилось выше. Да и если уж и передавать что-то из божественной зоны ответственности в руки человеку, то не кому попало, а человеку с высокими моральными принципами.
Основными постулатами клятвы Гиппократа были (и сейчас остаются в несколько усовершенствованной формулировке):
- Врач должен лечить пациента традиционными методами, то есть основываясь на тех знаниях, которые он получает от своих учителей, наставников, которых должен уважать и признавать их авторитет
- Врач не должен вредить пациенту (вне зависимости от его национальности, пола, морального облика и пр., во врачевании нет места личной неприязни) и должен принимать только те необходимые меры, которые ведут к выздоровлению пациента (никаких экспериментов над больным в целях найти новый способ лечения, врач не может ставить личные интересы и, в частности, своё тщеславие выше здоровья пациента)
- Врач не должен принимать и тех мер, о которых просит сам пациент, если они не ведут к выздоровлению, то есть запрет на эвтаназию и аборт*
*В древнегреческих традициях жизнь плода всегда дороже жизни матери. В случае тяжелых родов выбор между спасением матери или плода всегда решался в пользу новой жизни.
- Запрет на близкие отношения между врачом и пациентом (не лечить родственников и в процессе лечения не сближаться с больными), то есть подходить с холодной головой к больному пациенту, а не с разрывающимся на части сердцем к страдающему любимому. Врач - беспристрастный механизм для выздоровления пациента - не до глубины души озабоченный, но и не безучастный, не суровый, но и не весельчак, а некоторая золотая середина
- Сохранение врачебной тайны
Как можно заключить, согласно Гиппократу, врач на работе - не человек.. Ещё бы, ведь на него возложены обязанности, связанные с сакральными понятиями - жизнь и смерть.
А что же касается нас - пациентов? Для нас Гиппократ заложил основы диетологии. Диета являлась частью гуморальной (от лат. “humor “ - влага) терапии.
Здесь учение вновь отсылает нас к античному восприятию мира. Рекомендуемые диеты опирались на болезни как следствие дисбаланса жидкостей (стихий) в организме, а правильное приготовление пищи - на уравновешивание количества огня и воды в продуктах.
Комбинации качеств тепло-холод, сухость-влага определяли ведущую жидкость (стихию) в организме следующим образом:
- кровь (стихия - воздух, качества – тепло и влага)
- флегма (стихия – вода, основные качества – холод и влага)
- желчь (стихия – огонь, основные качества – тепло и сухость)
- черная желчь (стихия – земля, качества – холод и сухость)
Кстати, названия известных нам темпераментов (от лат. “temperamentum” - соразмерность, надлежащее соотношение) заимствованы у Гиппократа: сангвиник (лат. “sanguis” - кровь), флегматик (греч. “phlegma” - флегма), холерик (греч “chole” - желчь, яд), меланхолик (греч “melas chole” - чёрная желчь).
Внутренний дисбаланс уже тогда связывали не только с состоянием здоровья, но и с проявлениями характера человека, например, чрезмерно импульсивный, легко возбудимый человек просто отравлен излишним количеством желчи вследствие внутренней дисгармонии. Внутренняя гармония - залог не только физического, но и ментального здоровья.
Также Гиппократ в отношении пациентов (и себя, конечно) настаивал на соблюдении гигиены, пребывании на свежем воздухе, гимнастике, в общем, на всём, что мы включаем в модное понятие “ЗОЖ”.
Исходя из всего вышесказанного, врач - понятие, разумеется, священное, но так и хочется перефразировать известное выражение: “На врача надейся, а сам не плошай”.